Угорь

Угорь на резинку


Наиболее усовершенствованной и соответственно уловистой снастью из категории переметов можно с уверенностью назвать перемет с резиновым амортизатором, или просто « резинку »

Ловля на него более спортивна, чем на другие виды переметов, так как рыболов непосредственно участвует в процессе поимки рыбы и от его сноровки и опыта во многом зависит конечный результат. При ловле угря наибольшим достоинством этой снасти является наличие амортизатора, смягчающего все усилия хищника оборвать леску. Повторим, эта рыба является очень сильной, выносливой, и поэтому первоначальное ее сопротивление, после того как она почувствовала себя на крючке, очень энергично. Другое достоинство такого перемета заключается в сравнительно легкой его эксплуатации в процессе лова.

«Резинка» для ловли угря принципиально не отличается от применяемой для ловли других видов рыб. Рекомендуется лишь, учитывая донный образ жизни этого хищника, сместить поводки ближе к грузу. Длина перемета с резиновым амортизатором в рабочем состоянии колеблется от 50 до 150 м, а количество поводков — соответственно 20—50 штук.

Длина рабочей части перемета непосредственно зависит от длины резинового амортизатора, его растягивающихся свойств и прочности на разрыв. В связи с этим необходимо так рассчитать соотношение длин обеих частей перемета, чтобы после постановки в рабочее положение оставался некоторый запас лески (10— 15 м). Поэтому перед изготовлением снасти необходимо проверить растяжимость резинки. Также следует с особой тщательностью проверить резину на наличие трещин и перетертостей, для чего ее максимально растягивают по частям и внимательно осматривают. Старые пересохшие резиновые амортизаторы имеют неприятное свойство рваться в самый неподходящий момент, тем самым немало огорчая нерадивых рыболовов.

На практике для изготовления амортизаторов используются два вида резинок: «лапша» — плоская и узкая резиновая лента, часто встречающаяся в рыболовных магазинах и на рынках, имеет коэффициент растяжимости 1:3—1:4. Другой вид, в настоящее время применяемый реже, — круглая резинка «венгерка», в основном используемая моделистами-конструкторами; хотя ее коэффициент растяжимости несколько больше, чем у «лапши», но она быстрее теряет свою прочность при длительной эксплуатации. Некоторые рыболовы предпочитают амортизаторы, сплетенные из нескольких одинаковых видов резины, но в таком случае снасть получается слишком грубой и нечувствительной. В любом случае рекомендуется использовать резинку монолитным куском, так как на узлах она часто рвется или развязывается.

Леску на «резинке» можно использовать менее толстую, чем на других переметах, применяемых для ловли угря, а именно: основная леска диаметром 0,4—0,5 мм, предназначенная для поводков 0,30—0,35 мм. Поводки крепятся к основной леске через вертлюжок с застежкой. Крючки ставятся одинарные №№ 4—5, с удлиненным цевьем. Металлические поводки на этой снасти необязательны вот почему. Учитывая свойства резинового амортизатора постоянно скручиваться, что влечет за собой наматывание поводков на основную леску, между амортизатором и леской необходим вертлюжок. Если же еще учесть дополнительный эффект скручивания, получаемый от сидящего на крючке крупного экземпляра угря, то напрашивается решение о постановке на основной леске еще двух-трех вертлюжков на равном друг от друга расстоянии .

Постановка «резинки» осуществляется с лодки. Сначала на берегу прочно устанавливается донное удилище, к которому крепится один конец резинки-амортизатора. Другой ее конец, который прикреплен через вертлюжок к прочной бечевке длиной 3—5 м, с тяжелым грузом на конце заводится на лодке от берега в нужном направлении. При этом необходимо внимательно следить за направлением амортизатора, чтобы не допустить его обрыва. Оптимальная степень натяжения резинового амортизатора определяется визуально и во многом зависит как от качества материала, из которого он сделан, так и от глубины водоема в том месте, куда бросается груз (нередко рыболов до предела растягивает резинку еще над водой, не учитывая ее дальнейшее растяжение из-за большой глубины) . В таком случае, особенно при тяжелом грузе, она обыкновенно рвется еще в процессе погружения.

Иногда, чтобы не давать слабину амортизатору, груз с лодки после его полного натяжения стараются кинуть как можно дальше от берега. Это также нередко приводит к обрыву резинки. Правильно опускать груз аккуратно, придерживая его за бечеву с привязанным к ней поплавком-кухтылем, который затем будет выполнять роль указателя местонахождения грузила. Образовавшуюся при такой процедуре слабину довольно просто устранить, отодвинув донную удочку на несколько метров в глубь берега.

После погружения груза необходимо над ним зафиксировать поплавок-кухтыль, дав небольшой запас бечевы на случай возможного волнения на водоеме. Весь дальнейший процесс постановки снасти и рыбной ловли происходит на суше. Открепив от удилища второй конец резинового амортизатора, который посредством вертлюжка соединен с основной леской, перемет начинают постепенно стравливать в воду. Дойдя до первого поводка, на него сажают наживку и таким образом последовательно «заряжают» всю снасть. При этом надо учитывать, что посаженные на крючок живцы должны находиться в подвешенном состоянии вне воды максимально короткое время.Нередко очень энергичные рыбешки, особенно если они посажены на крючок за спинку, имеют свойство срываться, еще не достигнув воды.

Тем не менее сам процесс стравливания перемета с насаженными живцами должен идти плавно и осторожно. Фиксацию основной лески к удилищу после постановки снасти производят при таком ее натяжении, чтобы подвешенный колокольчик давал небольшой провис (120—130 градусов). Учитывая использование на «резинке» большого количества живцов, которые часто очень энергично ведут себя на поводках, колокольчики рекомендуется применять более массивные, чем стандартные заводские. Иначе нередки ложные сигналы-поклевки, особенно смущающие неопытных рыболовов. Очень хорошо зарекомендовали себя колокольчики, изготовленные из латунных гильз от охотничьих патронов калибра №№ 12—16, несколько утяжеленные свинцом.

Для облегчения действий рыболова рекомендуется использование спиннинговой безынерционной катушки, крепящейся к донному удилищу. Поставленная на трещотку, она намного упрощает как установку снасти, так и ее сбор, уменьшая вероятность запутывания лески. Поводки удобно держать на отдельном мото-вильце, последовательно сажая их на основную жилку с помощью застежки с вертлюжком. Учитывая манеру сопротивления угря, еще раз отметим, что чем больше части предмета будут независимы друг от друга во вращательном движении, тем более снасть будет надежна. С постановкой «резинки» и ее дальнейшей эксплуатацией при определенном опыте может вполне справиться один рыболов.

Для охвата зоны лова рыболовы нередко ставят веером 2—3 «резинки». Таким образом можно с одной точки облавливать довольно значительную площадь водоема . В этом случае колокольчики на всех переметах должны иметь разный звук, что позволит избежать неразберихи во время поклевок.

Для места расположения донных удочек желательно выбрать участок берега с пологим спуском к воде. Вокруг удилища должна быть относительно ровная и чистая от мусора и кустов рабочая площадка. Иногда вокруг снасти стелят кусок брезента или полиэтилена, куда в дальнейшем складывают снасть. Все эти, казалось бы, излишества необходимы по причине того, что в основном лов угря происходит в сумеречное и ночное время суток, когда вытаскиваемая на берег снасть имеет свойство мгновенно запутываться. Распутывание же и починка в ночное время длинного перемета с многочисленными поводками вряд ли кому-то доставит удовольствие. По этим же причинам и расстояние между удилищами нескольких «резинок» должно быть не меньше двух метров.

Угорь любит жировать в теплые лунные ночи. Еще лучше, если к тому же дует легкий теплый ветерок и на водоеме разыгрывается небольшое волнение. Возможно, это объясняется тем, что перемет, особенно длинный, начинает довольно ощутимо вибрировать — играть и дополнительно стимулирует хищника к поклевке. В середине лета в тихие, туманные ночи угорь может попадаться на самые ближние поводки «резинки», так как в это время он нередко выходит на мелководье, где активно поедает личинок комаров (мотыля) и охотится за рыбной мелочью.

Поклевка угря на перемете с резиновым амортизатором вполне отличима от поклевок других видов рыб. Колокольчик, методично позванивая, начинает плавно ходить, то сильно вытягивая леску, то низко опускаясь. Такой почерк поклевки в чем-то схож с поклевкой судака, который, впрочем, нередко попадается при ловле угря. Подсекать сразу после поклевки не следует: во-первых, на «резинке» и так происходит самоподсечка рыбы за счет резинового амортизатора, а во-вторых, учитывая небольшое ротовое отверстие угря, необходимо дать ему возможность как следует заглотить наживку.
Продолжительность выдержки после начала поклевки 5—10 секунд, после чего надо сделать резкую подсечку. Если все прошло удачно и рыба не сорвалась, то по интенсивности потяжек и силе сопротивления можно быть уверенным, что на крючке сидит угорь. Действия рыболова при выуживании этого хищника мало чем отличаются от описанных при ловле на донную удочку. Главная задача — энергично и без промедления вытягивать угря на берег. Риск срыва при быстрых действиях рыболова равен нулю, так как заглотивший крючок угорь «садится» намертво, а для перекуса или перетирания лески у него не остается времени.

Рыболовам, только осваивающим ловлю угря на «резинку», не надо сразу увлекаться использованием одновременно нескольких переметов или постановкой на них большого количества поводков. Ночная рыбалка требует определенной сноровки, которая приходит лишь с опытом.

Снятие перемета с амортизатором производится в обратном порядке. Сначала из воды вытаскивается основная леска с поводками. Очень удобно это делать, скручивая основную леску на спиннинговую катушку, последовательно отстегивая поводки и наматывая их на специальное мотовильце. После окончания выборки основной лески место ее соединения с резиновым амортизатором закрепляется на донном удилище. Затем на лодке подплывают к поплавку-кухтылю, за бечевку на борт поднимают груз и с ним по резиновому амортизатору возвращаются к берегу.